Имеет смысл посетить площадь Санта-Мария-сопра-Минерва
(piazza Santa Maria sopra Minerva). Посреди нее красуется мраморный
слоник с обелиском на спине — так Бернини, к вящей радости Александра
VII, распорядился откопанным местными монахами куском древнего гранита.
На заднем плане — отель Minerva с лоснящимся черным привратником:
когда-то здание принадлежало семейству Конти, и в нем снимал квартиру
Стендаль. Теперь здесь можно если не поселиться, так хотя бы выпить
коктейль — с видом на крышу Пантеона в баре Crowne Plaza Minerva.
Наконец, замыкает площадь розовато-желтый фасад Санта-Мария-сопра-Минерва,
единственной в Риме готической церкви (XIII-XV века). Сводчатый синий потолок с золотыми звездами — это
XIX век, реставрация. Зато в боковых капеллах — сплошные подлинники,
да в таких количествах, что хватило бы на небольшой музей.
Crowne Plaza Minerva
Piazza della Minerva 69
06 69 52 01
пн-вс 8.30-1.00
Посещение церкви Санта-Мария-сопра-Минерва
пн-вс 9.00-19.00 В районе Пантеона имеет смысл посетить площадь Санта-Мария-сопра-Минерва
(piazza Santa Maria sopra Minerva). Посреди нее красуется мраморный
слоник с обелиском на спине — так Бернини, к вящей радости Александра
VII, распорядился откопанным местными монахами куском древнего гранита.
На заднем плане — отель Minerva с лоснящимся черным привратником:
когда-то здание принадлежало семейству Конти, и в нем снимал квартиру
Стендаль. Теперь здесь можно если не поселиться, так хотя бы выпить
коктейль — с видом на крышу Пантеона в баре Crowne Plaza Minerva.
Наконец, замыкает площадь розовато-желтый фасад Санта-Мария-сопра-Минерва,
единственной в Риме готической церкви (XIII-XV века). Сводчатый синий потолок с золотыми звездами — это
XIX век, реставрация. Зато в боковых капеллах — сплошные подлинники,
да в таких количествах, что хватило бы на небольшой музей.
Crowne Plaza Minerva
Piazza della Minerva 69
06 69 52 01
пн-вс 8.30-1.00
Посещение церкви Санта-Мария-сопра-МинерваГлавное —
в трансепте. Слева от алтаря притулился «Воскресший Христос» — поздняя
работа Микеланджело, к которой довольно неудачно приложили руку ученики
(они, в частности, прикрыли Иисуса набедренной повязкой, чтобы лишние
подробности не смущали верующих, и обули его в сандалии). Справа
в углу — капелла Карафа, где покоится папа Павел IV, вошедший в историю
как гонитель протестантов, создатель римского гетто и страшный ханжа,
повелевший намалевать тряпицы вокруг чресл всех четырех с лишним сотен
персонажей «Страшного суда» в Сикстинской капелле. Впрочем, капеллу
прославил не сам папа, а его родственник: он заказал Филиппино Липпи
фрески, где святой Фома Аквинский прерывает Благовещение, чтобы
представить Мадонне монсиньора Оливьеро Карафу. Остальные части
росписи — «Успение Богородицы», «Триумф Фомы Аквинского над ересью»
(жест Фомы, загибающего пальцы, призван символизировать его пять
доказательств бытия Божьего) и «Явление Христа Фоме Аквинскому».
«Мадонна
с младенцем» в капелле Франджипане (вторая слева от алтаря)
приписывается Беато Анджелико, чья гробница находится здесь же, бок
о бок с совершенно языческого вида саркофагом: некто Джованни Арберини
вдохновился идеями Ренессанса настолько, что памятник себе заказал
из античной мраморной плиты со львом и Гераклом. В алтаре, под
мраморной триумфальной аркой работы младшего Сангалло, покоятся веселые
растратчики и меценаты — папы Медичи, Лев x и Климент VII, бок о бок
с провидицей и проповедницей святой Екатериной Сиенской, дочерью
красильщика, которой удалось вернуть пап в Рим из Авиньона. Еще
в боковых капеллах есть фрески Перуджино («Воскресение» в третьей
капелле слева) и Антониаццо Романо («Благовещение» в пятой справа),
скульптуры Мино да Фьезоле (памятник Франческо Торнабуони справа
от входа) и Бернини (надгробия Марии Раджи и кардинала Виджевано).
Когда-то
в этот-то храм изящных искусств приводили еретиков, чтобы они публично
отреклись от своих вредных убеждений: трибунал инквизиции заседал
в пристроенном к Санта-Мария-сопра-Минерва доминиканском монастыре.
Самой знаменитой его жертвой был Галилей: если когда-нибудь он говорил:
«И все-таки она вертится», то прозвучало это именно здесь.
Отречения произносились также на месте публичных казней — на площади Санта-Мария-дель-Пополо.
Источник: http://www.basilicaminerva.it/ |