1. Введение.
Рим - столица итальянской республики и административный центр области
Лацио, один из древнейших и богатейших историческими и культурными
памятниками городов мира. Население - около 3 млн. жителей, расположен на
реке Тибр.
Рим основан 21 апреля 753 года до Р.Х. По преданию, весталка (жрица богини
Весты) Рея Сильвия родила близнецов Ромула и Рема, объявив их сыновьями
бога Марса. Согрешивших весталок предавали казни. Сильвия не стала
исключением. Ее детей выбросили в Тибр. Но близнецы уцелели, на Палатинском
холме их выкормила волчица. Когда мальчики выросли. Ромул пропахал борозду
вокруг этого места - здесь он собирался построить город. В насмешку над
братом Рем перепрыгнул через черту, и Ромул убил его за такое страшное
посягательство. Так, собственно, и был основан Вечный город. Республикой
Рим стал в 509 году до Р.Х., после того как последний римский царь
Тарквиний Гордый был изгнан из города. Рим был агрессивным государством, он
завоевал всю Европу вплоть до Шотландии. Северную Африку и часть Азии.
В 49 году до Р.Х. Юлий Цезарь, захвативший Галлию, стал диктатором в Риме,
но через 5 лет был убит. В 27 г. до Р.Х. племянника Цезаря, Октавиана,
Сенат наградил титулом Августа, возведя таким образом в ранг святого. Он
стал первым римским императором. Среди его преемников были императоры,
правившие жестоко и безумно: Калигула, Нерон, Домициан. В 64 г. Нерон сжег
город, свалив вину на христиан. Это послужило поводом для казни Св. Петра,
первого папы римского. Однако уже в 312 году Константин Великий даровал
христианам свободу вероисповедания, а на могиле Св. Петра построил
базилику... Папы римские сыграли большую роль в развитии мировой культуры.
Например, с избранием в 1503 году папы Юлия II начинается эпоха
Возрождения. Из новейшей истории следует отметить приход а 1922 году к
власти Муссолини и установление в Италии фашистского режима. В 1946 году в
Италии была упразднена монархия и провозглашена Итальянская Республика.
2. Характеристика экскурсионно-турисических центров.
2.1 РИМ – "СТОЛИЦА МИРА"
"Вечный город", "Столица мира" — это некоторые из эпитетов, которыми был
назван Рим - столица и один из наиболее крупных городов Италии. Город
настолько богат историческими, художественными и духовными ценностями, что
с ним не может сравниться никакой другой город мира. Кроме этого, являясь в
прошлом столицей наиболее обширной античной империи, Рим сегодня и уже
много веков является столицей христианства и духовным центром католической
религии. Город расположен на реке Тибр в двадцати километрах от моря.
Простираясь на своих холмах, Рим соединяет в себе монументальность
исторического центра (с древними руинами, великолепными базиликами,
ренессанскими дворцами, с барочными площадями и черты современного
метрополя с его просторным и беспокойным пригородом и с напряженным, часто
хаотичным, автомобильным движением. В самом же историческом центре
находятся и крупные современные артерии, соединяющие жизненно важные центры
(виа Национале, корсо Викторио Эмануэле II) и очень элегантные и известные
улицы с магазинами и местами встреч (виа Венето, виа Кондот-ти) с
художественными галереями и антикварными магазинами (виа Маргутта, виа дель
Бабуино), а также популярные улицы и кварталы (такие, как живописный
квартал Трастевере). Чрезвычайно богата также и культурная жизнь города,
который гордиться не только своими многочисленными музеями, библиотеками,
архивами и институтами, но и огромным количеством
театров и концертных залов, среди которых можно выделить Оперный театр и
музыкальную академию св. Цецилии, а также римский университет самый крупный
в Италии. Но в первую очередь, Рим — столица современной нации с
шестидесятимиллионным населением с местопребыванием президента Республики,
правительства, парламента, министерств и наиболее высоких органов
государственной власти; здесь находится также глава Римской церкви - папа
со священной кардинальской коллегией и римской курией (папской
канцелярией). Город - один из крупнейших центров международного туризма и
место паломничества (особенно по случаю религиозных праздников и
провозглашения Священного года).
РИМСКИЙ ФОРУМ
Расположенный между холмами Палатин, Капитолий и Эсквилин, веками являлся
основным местом городской жизни, на котором находились наиболее нужные
общественные здания. Среди основных памятников: Арка Септимия Севера ,
построенная в 203 г. до н.э. великолепная трехпролетная мемориальная арка с
барельефами,
прославляющими победы над арабами ассирийцами; рядом с ней знаменитая
ораторская трибуна Ростра, так называемая потому, что была украшена
рострами трофейных кораблей; Курия - просторное кирпичное здание, где
раньше собирался Сенат; с боку от нее - базилика Эмилия, грандиозное
сооружение республиканских времен, от которой, к сожалению, остались только
лишь руины.
По направлению к Капитолию находятся: храм Сатурна с восемью гранатными
ионическими колоннами и архитравами, 497 г. до н.э., храм Веспасиана. с
тремя прекрасными коринфскими колоннами и Портик дельи Цей Консенти
(благославляющих богов т.е. 12 основных богов), который, возможно, является
последним языческим сооружением в Риме. По направлению к Палатину: храм
Кастора и Поллукса, постройка которого восходит к 484 г. до н.э., от
которого остались три прекрасные коринфские колонны: он был посвящен двум
близнецам (прозванным Диоскури), божествам, которые помогли римлянам в
битве у озера Регия; храм Весты - круговой коринфский периптер и Дом
весталок от которого остался атриум с несколькими статуями (Весте - богине
домашнего очага, был посвящен священный огонь и целомудренные весталки
должны были присматривать за тем, чтобы огонь не погас); храм Антонио и
Фаустины был посвящен сенатом императору Антонине Пио и его жене Фаустине
(II в. н.э.); с простильным шестиколонным коринфским портиком,
сохранившимся до настоящего времени, был преобразован в церковь св.
Лаврентия (Сан Лоренцо ин Миранда}; собор (базилика) Максенция -
грандиозное здание было начато Максенцием и закончено Константином (начало
IV века): просторная базилика состояла из трех нефов, от четырех мощных
пилястров осталось всего два, максимальная высота 35 м.; Арка Тита
находится в конце виа Сакра (Священная дорога), проходящей через весь
Форум; однопролетная арка была воздвигнута в честь победы Тита над Иудеями
в конце I в. н.э.
ФОРИ ИМПЕРИАЛИ
Императорские форумы воздвигались с 54 г. до н.э. (первым был построен
форум Цезаря), они становятся центром жизненной важности после Римского
форума, неспособного более вмещать общественные здания. Выйдя с площади
Венеции на улицу Фори Империали, подходим к первому, встречающемуся на
нашем пути, Форуму Траяна, построенному архитектором Аполлодорием из
Дамаска, бывшим на службе у императора Траяна в период с 107 по 114 гг.
н.э.. Почти целиком сохранившаяся Колонна Траяна, 113 г. н.э. была
возведена в честь победы императора над даками и, возможно, также является
работой Аполлодора: Высота колонны 38 метров, ее покрывает спираль в 200 м
с рельефами, представляющими 2500 фигур, которые с характерной живостью
рисуют впечатляющую картину Дакской войны. Установленная на колонне в XVII
веке статуя св. Петра, заменила статую Траяна. Рядом комплекс Траянского
рынка с двумя ярусами лавок и великолепным закрытым торговым залом на
третьем этаже. Напротив руины Форума Цезаря, который с трех сторон был
окружен портиками с торговыми помещениями (табернае); от храма Венеры
Прародительницы остались 3 коринфские колонны, поддерживающие деталь
архитрава. Рядом с Траянскими рынками находится форум Августа позади
которого - мощная стена, отделявшая его, от часто повторяющихся пожаров
квартала Суббурра; от храма Марса Мстителя, воздвигнутого в честь
победоносной битвы в Филиппах, сохранились: подиум, часть стены и несколько
колонн. Форум Нерва представлен Колоннадой, которая поддерживает прекрасную
деталь, изображающую женский труд, покровительницей которого была Минерва
(ей и был посвящен храм на этом форуме).
КОЛИЗЕЙ
Амфитеатр Флавиев, обычно называемый Колизеем, уже много веков является
символом величия и могущества Рима, а также одним из наиболее знаменитых
памятников древности во всем мире. Рим до постройки Колизея располагал
несколькими амфитеатрами, но после грандиозного пожара в 64 году н.э.
понадобилось новое сооружение. Риский император Веспасиан, правивший с
69года н.э., распорядился начать строительство амфитеатра, который должен
носить имя новой императорской династии и превзойти все предшествовавшие
невиданными прежде размерами и красотой. Он был возведен на дне
искусственного водоема, вырытого при предшественнике Веспасиана,
императоре Нероне, для его знаменитого роскошного Золотого дома. Подобный
выбор места был весма выгоден не только с технической, но и с политической
точки зрения, как бы демонстрируя разрыв с прежней декадентской роскошью.
Веспасиан разрабатывал планы строительства с не меньшим, чем Нерон,
размахом, но это было строительство для общественных нужд, а вовсе не для
ублажения личных капризов императора. По иронии судьбы Нерон впоследствии
как бы отомстил Веспасиану за столь откровенное пренебрежение: с VII века
Флавиев амфитеатр получает название Колизей (громадный) и есть основания
пологать, что этим именем он обязан колоссальной статуе Нерона, которая
стояла неподалеку, (Веспасиан не захотел ее сносить, распорядился только
заменить у скульптора голову и переименовать ее в статую Аполлона). В
окружности Колизей достигает почти 500 метров, в высоту 48,5 метра. Колизей
построен из травертина, туфа и кирпича. Он был торжественно освящен в 80
году н.э. уже наследником Веспасиана, императором Титом. Причем на этой
церемонии публике было показано 5000 диких зверей. Но и тогда, несмотря на
официальное открытие, строительство еще было не полностью закончено.
Посленяя, верхняя трибуна для зрителей была достроена лишь при приемнике
Тита императоре Домициане. Амфитеатр имеет эллиптическую форму 188 х 156
метров и высотой 57 м.; внешняя четырехэтажная структура полностью из
травертина: первые три яруса состоят из 80 стрельчатых арок, расположенных
в канонической последовательности дорического, ионического и коринфского
стилей, а четвертый, с небольшими проемами, декорирован пилястрами. Во
время часто проводившихся праздников, доступных всем гражданам, места в
Колизее распределялись в зависимости от сословия, а на его арене
проводились рыцарские турниры, "морские бои" и различного рода зрелища, но
исторически не доказано, что на арене Колизея терзали приверженцев
христианства. Довольно популярными были гладиаторские бои, запрещенные в
404 году по приказу императора Гонория, а игры (травля зверей) были
отменены в VI веке. Но еще более важной задачей было устройство пути, по
которому на арену доставлялись звери. Создатели Колизея сконструировали
хитроумную систему проходов и подъемников, по которым дикие разъяренные
звери, выпущенные из своих клеток в подземелье, попадали прямо на арену.
Многие компоненты этой сложной системы сохранились до наших дней, равно
как тумбы и консоли на последнем, четвертом этаже. Когда-то на них
держались опорные мачты на которых при необходимости над всей ареной
амфитеатра натягивалась огромная парусиновая крыша. Хитроумный механизм,
состоявший их парусов, канатов и подъемных блоков, приводили в действие
приставленные к нему моряки. Благодаря столь богатой технической
оснащенности и четкой организации размещения зрителей, Колизей приобрел
славу архитектурного сооружения, намного опередившего свою эпоху.
Конструктивные принципы его постройки поражают и поныне. В Средневековье
Колизей становится огромным карьером строительного материала (были унесены,
также, все металлические скобы, соединявшие блоки травертина, на месте
которых до сегодняшнего дня остались многочисленные отверстия).
АРКА КОНСТАНТИНА
Воздвигнутая в 315 году, арка является самой знаменитой и хорошо
сохранившейся триумфальной аркой, а также основным примером последнего
художественного и культурного расцвета Рима IV века. Арка, высотой 21 метр
и шириной более 25 метров, с тремя пролетами, обрамленными коринфскими
колоннами, украшена статуями и барельефами, снятыми с памятников предыдущих
эпох: с форума Траяна были перенесены восемь статуй варваров-даков,
установленных над колоннами, а также украшения основного свода, медальоны
со сценами охоты и жертвоприношений, относящиеся к первой, половине II в.
н.э.; у здания, построенного в честь Марка Аврелия, были заимствованы
атические барельефы, на которых изображены эпизоды войны и триумфа
императора. Недалеко от арки находился конический фонтан Мета Суданте I в.
н.э. , из которого "просачивалась" вода.
ПАЛАТИН
Еще римляне отождествляли этот холм с местом мифического основания города
Ромулом, а сегодня он считается местом первых поселений, восходящих к IX-
VIII вв. Позже на этом холме были построены виллы богатых горожан и
роскошный императорский дворец, а в XVI в. Палатин большей частью был
преобразован Фарнезе в патрицианскую виллу. От Императорского дворца,
построенного Домицианом в конце I в н.э. остались руины Стадиона длиной в
160 м., Дворец Флавиев в Дворец Августа. Кроме этого на Палатине находятся:
храм Кибелы, основанный в 204 г. до н.э. в честь Матери Матуты (богини
плодородия) и дом Ливии (жены Августа), на стенах которого сохранились
античные фрески.
САЙТА МАРИЯ Д'АРАЧЕЛИ
Церковь воздвигнута на том месте, где по преданию Сивилла предсказала
Августу пришествие на землю Божьего сына. К ней ведет крутая лестница.
Фасад церкви - довольно простой, относится к XIV в. Внутри прекрасные
колонны и изумительные фрески работы Пинтуриккио.
КАПИТОЛИЙ
Холм Капитолий был политическим и культовым центром древнего Рима; на нем
были воздвигнуты храмы Капитолийскому Юпитеру и Юноне Монета (Советчице);
сегодня здесь находится римский муниципалитет. Архитектурный ансамбль
Капитолия был приведен в порядок Микеланджело в XVI в.. Поднимаемся по
лестнице на прекрасную Капитолийскую площадь, окруженную тремя дворцами. В
глубине площади - Сенаторский дворец, где раньше находился античный
Табуларий (государственный архив), построенный Джакомо делла Порта и
Джироламо Раинальди, в период с 1582 г. по 1605 г., прекрасная лестница
работы Микеланджело. Дворец Консерваторов - справа и Новый дворец - слева,
также были спроектированы Буонаротти и выполнены теми же архитекторами (в
этих зданиях находятся Капитолийские музеи). В центре на пьедестале (работы
Микеланджело), возвышается конная статуя Марка Аврелия из позолоченной
бронзы (II в. н.э.).
КАПИТОЛИЙСКИЕ МУЗЕИ
Музеи были основаны папой Сикстом IV в 1471 году. Наиболее античная
общественная коллекция хранится в трех отдельных музеях. В Музее
Консерваторов находится знаменитая коллекция греческих и римских скульптур;
среди наиболее значительных произведений: Аполлон с натянутым луком
греческий оригинал V в. до н.э.; колоссальная статуя Афины, копия с
произведения Кресилая (430 г. до н .э.); так называемая Эсквилинская
Венера, I в. до н.э., бронзовая голова Константина. В Капитолийской
Пинакотеке в основном хранятся картины XVI и XVII вв. Среди многочисленных
произведений картина Тициана Крещение Христа , Лотто, Портрет арбалетчика,
Рубенс, Ромуло и Рем , Веласкес, (Портрет неизвестного), Караваджо, (Св.
Иоанн Креститель). В том же Дворце Консерваторов, в залах муниципалитета
находятся статуи Урбано VIII заботы Бернини и Иннокентия X, работы
Альгарди; кроме этого - Спинарио (Мальчик, вынимающий занозу), бронза I в.
до н.э. и знаменитая Капитолийская волчица , этруссковая бронза, VI-V в.
до н.э., являющаяся уже много веков символом Рима (два близнеца были
добавлены в XV в. Антонио ди Полайоло). В Капитолийском музее гранится еще
одна богатейшая коллекция античного искусства; среди остальных выделяются
знаменитая (Капитолийская Венера, копия эллинистической статуи и Умирающий
Галл, мраморная копия с бронзового оригинала школы Пергама (III в. до
н.э.). Кроме этого, в двух залах, хранятся бюсты императоров, философов и
поэтов.
ФОНТАН ТРИТОН
Фонтан, находящийся в центре площади Барберини был создан Бернини в 1643
году. Тритон, который трубит в изогнутую раковину, извергая из нее сильную
струю воды, сидит на открытой устрице, поддерживаемой дельфинами, на
хвостах которых установлен герб папы Урбана VIII Барберини.
ПЛОЩАДЬ НАРОДА
Великолепная и просторная эллиптическая площадь, находится между выходом
на виа дель Корсо и Порта дель Пополо (Ворота Народа), XVI в., была
благоустроена в начале XIX в. Джузеппе Валадьери, который построил по краям
два красивых фонтана. В центре площади высится Обелиск Фламиниев
(XII в. до н.э.), находившийся раньше в Цирке Массимо и перевезенный сюда
в 1589 г. Здесь же находится церковь Сайта Мария дель Пополо, богатая
произведениями искусств, среди которых два шедевра Караваджо, Обращение св.
Павла и Мученичество св. Петра, около 1602 г., а также капелла Киджи,
спроектированная Рафаэлем.
ФОНТАН ТРЕВИ
Этот грандиозный и монументальный фонтан был сооружен на
том месте, где заканчивался акведук (водопровод) Аква Вирго ("Вода Девы"),
построенный Агриппой в 19 г. до н.э.. Структура акведука была
реставрирована в XV в. по желанию папы Николы V, который поручил Леон
Баттиста Альберти соорудить бассейн для сбора воды. Но сам фонтан, с его
скалами, раковинами и мраморными скульптурами был построен в XVIII в. по
проекту архитектора Никколо Сальви и по заказу папы Климента XII. Сальви
поместил на фоне богатого архитерктурного ансамбля колоссальную статую
Океан на огромной раковине-колеснице, запряженной морскими конями. По бокам
- обширный ряд подводных камней, населенных тритонами, а вдоль фонтана -
широкая лестница.
ПЛОЩАДЬ ИСПАНИИ
Самым популярным и наиболее посещаемым местом встреч города является эта
живописная и оживленная площадь в форме клепсидры. В самом узком месте
площади находится великолепный фонтан "Лодочка" - Фонтан делла Баркачча,
(1629), созданный по проекту Пьетро Бернини. От фонтана наверх поднимается
роскошная, знаменитая лестница Тринита дей Монти, построенная в 1726 году
по проекту Франческо де Санктис, и заканчивается Обелиском Саллустиана и
фасадом XVI в. церкви Тринита дей Монти (Святейшей Троицы на Холмах).
ОСТРОВ НА ТИБРЕ
Остров был устроен древними римлянами в форме корабля. В настоящее время
большая его площадь занята под больницу Оспедале ди Сан Джованни Дио, ;
напротив церковь св. Bapфoлoмeя, XVIII в.. Остров на Тибре соединен с
берегами мостами, сохранившимися до нашего времени. Мост Фабриция,
построенный в 62 г. до н.э. и мост Цестия, построенный в 46 г. до н.э. из
травертина; от Понте Ротто - "Разрушенного моста", осталась всего одна
арка, мост был построен в XVI веке.
ПЛОЩАДЬ НАВОНА
Эта величественная площадь в стиле барокко находится на месте античного
Стадиона Домициана, от которого сохранилась лишь продолговатая форма
площади (240x65).. Украшена тремя монументальными фонтанами. По краям -
фонтан "Мавр", работы Джованни Антонио Мари, по рисунку Бернини (середина
XVII в.) и Фонтан "Нептун", XIX в. В центре - знаменитый Фонтан " Четырех
рек", работы Бернини (1651 г.), в центре которого возвышается обелиск,
окруженный фигурами олицетворяющими основные реки континентов: Дунай, Ганг,
Нил и Рио делла Плата. Архитектурным центром площади является церковь
Сант'Аньезе ин Агоне - "церковь св. Агнессы на Арене". В 1652 году в
создании церкви участвовали архитекторы Карло и Джироламо Райнальди.
ПЛОЩАДЬ КВИРИНАЛА
Площадь находится на холме Квиринал, берущего свое название от древнего
храма богу Квирину, который, очевидно, находился на этом месте. В центре, у
основания обелиска, установлены две огромные статуи Кастора и Поллукса,
доставленные сюда из терм Константина. С одной стороны площади расположен
Палаццо делла Консульта, воздвигнутый Фердинандо Фуга в 1734 г. для
Трибунала делла Консульта; в настоящее время здесь находится Коституционный
суд. Вверху на фасаде установлен герб Климента XII, по заказу которого и
было построено это здание. Величественный Квиринальский дворец является
работой таких архитекторов как Маскерино, Фонтана, Карло Мадерно и Бернини.
Его постройка была начата в 1574 году и закончена только лишь к 1735 году.
Дворец был летней резиденцией пап, и позже, после объединения Италии -
королевской резиденцией. В настоящее время дворец является местопребыванием
президента Итальянской республики. Во дворце хранятся произведения Гуидо
Рени и Мелоццо да Форли.
ПАНТЕОН
Это - необычайный и величественный, возможно, наиболее знаменитый памятник
древнего римского искусства, дошедший до наших времен. Первоначальный храм,
построенный Агриппой - зятем Августа, в 27 г. до н.э., имел прямоугольную
форму, а в 120 г. н.э при Адриане принял ту форму, в которой мы его видим
сегодня. Внутри - кругообразная полость с равными диаметром и высотой в
43,30 м. Внизу открываются большие ниши с коринфскими колоннами и
пилястрами; полусферический купол, с пятью рядами кессонов, заканчивается
круглым отверстием диаметром в 9 метров. Древние римляне посвятили храм
"всем богам", а затем Пантеон превратился в величественный мавзолей
выдающихся людей, в нем погребен и великий Рафаэль. В древности фронтон и
портик были украшены бронзовой позолоченной отделкой, но по велению Урбана
VXIIII Барберини она была переплавлена и использована Бернини для балдахина
собора св. Петра (отсюда и знаменитый пасквиль: "то, чего не сделали
варвары, сделали Барберини").
|